Дизартрия – ее преодоление
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи,
недостаточность иннервации речевого аппарата, расстройство артикуляции,
голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
С неврологической точки зрения
различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную,
подкорковую, мозжечковую, корковую. Между перечисленными видами имеется много
общего, но выявляются и глубокие различия между ними.
У всех детей дизартриков, расстройства
произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием
как полных, так и частичных замен, а также в нарушениях плавности, темпа и
громкости речи.
Стертые
формы детской псевдобульбарной дизартрии встречаются значительно чаще,
они легко смешиваются с обычными формами дислалии, но дают себя знать особой
трудностью их преодоления. Язык не спокойный, напряженный, лежит бугром
(горбится), постоянно оттягивается внутрь рта. Иногда наблюдаются западения
правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. У
иных наблюдается склонность к сужению языка, тогда при побуждении к действию он
сразу становится узким, длинным и без нужды высовывается изо рта.
При отсутствии ограничения в движениях
языка и губ можно обнаружить неточность и недостаточность силы движений.
Вялость характерны для одних случаев, а в других неточность движений
обуславливаются гиперкинезами языка, постоянно подвижного, как бы не находящего
нужного положения. Это видно при движениях языка вперед, вверх и в стороны.
Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление: замедляется темп
движений, быстро наступает потеря точности движения, иногда наблюдается легкое
посинение языка, затрудняется сохранение заданного положения языка. Трудности в
преодолении таких случаев дизартрии говорят о наличии мышечной и иннервационной
недостаточности в органах артикуляции, препятствующих развитию правильного
звукообразования.
Вся
работа при дизартрии делится на три периода.
1. период – освобождение речи и психики ребенка от
вторичных и менее стойких явлений, которые мешают начать планомерную,
систематическую работу над речью (насильственных движений, обильного
слюнотечения, пассивности). В основе пассивности лежат недостаточность общей
моторики (самостоятельного движения и самообслуживания) и недостаточное
слуховое внимание. Эти явления служат причиной неполного контакта ребенка с
окружающими и мешают в организации
речевой работы.
2. период – преодоление основного нарушения –
фонетической неполноценности речи. Обучение ребенка, организация его досуга в
значительной степени должны быть подчинены этой задаче.
3. период – речь делается понятной для окружающих,
ребенок включается в детский коллектив.
Первый период.
Борьба со слюнотечением.
Объяснить ребенку, что он должен глотать
накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечет. На первых
порах, когда затруднен еще и сам акт глотания, следует предложить пожевать,
несколько закидывая голову назад, что облегчает акт глотания. Кроме глотания
слюны, ребенок должен научиться закрывать рот и удерживать его закрытым.
При наличии
насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием.
Например, перед ребенком ставится задача: открыть рот и постараться при этом
затормозить подергивание губ, лежащего во рту языка или высунуть язык и
проследить за тем, чтобы он лежал спокойно, без подергивания. Ребенок
контролирует свои движения зрительно, сидя перед зеркалом. Взрослый вслух
считает : «Раз, два, три…» - и это служит мерой того времени, в течении
которого ребенку удается затормозить насильственные движения. Аналогично
проводится работа и по снижению напряжения артикуляционного аппарата.
Для
активизации голосовых связок, полезно дать пощупать ребенку напряжение звучащей
гортани, прикладывая одну руку к гортани взрослого, а другую – к начинающей
вибрировать своей гортани, и фиксировать его слуховое внимание на звучание.
Первые голосовые упражнения проводятся на звучании согласного М, этот звук очень прост по артикуляции,
но требует направления воздушной струи из гортани в полости носа.
Второй период.
Работа над произношением.
Слова должны
подбираться по двум принципам:
а) по степени нарастающей трудности произнесения –
длине, звуковому составу;
б) по смысловому значению, начиная со слов конкретных
и обиходных, постепенно переходя к более абстрактным.
Третий период.
Работа над произношением, но она уже будет дополнительной и в значительной
степени может проходить в процессе общедошкольного обучения.
1) не рекомендуется сразу добиваться полной чтстоты
звука; шлифовка каждого звука должга проводиться длительно, на фоне все
развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;
2) необходимо одновременно работать над несколькими
звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;
3) последовательность работы над звуками диктуется
постепенным усложнением артикуляционных установок.
Группы звуков по трудности их произношения.
Если
проанализировать все звуки, то можно разделить их по трудности произношения на
следующие четыре группы:
1)
а, э, м, п;
2)
у, о, ф, в, б, т, д, н, и, с, з, х, к, г (и их мягкие варианты);
3)
ц, я, ю, ч;
4) ш, ж, л, р. |