Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10
треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о
необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один
раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и
девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает
так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить
работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в
которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы,
основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в
соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок.
Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки".
Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил
в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет
что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать
слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно
использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого
либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок
придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как
палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите
его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно.
Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все
задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8
нелепиц.
Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще
геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно,
и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования
готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по
вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из
них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел
суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй
карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и
горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания
говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину,
дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них
лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он
не уверен. |