Отношения между взрослым и ребенком могут быть так же
разнообразны, как и отношения между взрослыми.
Однако мы редко можем охарактеризовать наши отношения с детьми иначе, чем
«хорошие» — если мы любим ребенка и нам кажется, что он нас любит, или «плохие»
— если в общении с ребенком возникают проблемы. В мире же взрослых мы прекрасно
осознаем разницу между отношениями влюбленных, супругов, друзей, учителя и
ученика, врача и пациента и т.д.
Почему же наша связь с детьми воспринимается иначе? Иногда мы не до конца
понимаем, какова наша роль в общении с ними. Например, когда нам приходится
присмотреть за чужим ребенком, мы относимся к нему как к «товарищу по играм»,
но не считаем себя «временными родителями». Поэтому нам легко играть с малышом
и смотреть телевизор, и приходится немало потрудиться, чтобы заставить его
съесть кашу или лечь спать вовремя. Подобная неопределенность в отношениях
ощущается и ребенком. Это вовсе не значит, что мы плохие учителя и воспитатели,
а малыш — непослушный или неблагодарный. Это говорит лишь о том, что ни мы, ни
ребенок не понимаем, какие именно отношения мы должны установить.
Некоторые люди думают, что детям известен только один вид общения со взрослыми:
забота и удовлетворение их потребности. Все, что может в таком случае сделать
малыш, это заявить о своих потребностях и показать свое удовольствие от их
удовлетворения. Если вы относите себя к числу таких людей, вы пытаетесь
получить любовь ребенка, давая ему то, что он (по вашему мнению) хочет, или
позволяя ему делать то, что он хочет. Вам кажется, что, воспротивившись
желаниям ребенка, вы потеряете его любовь. Надо сказать, в таком суждении есть
доля правды.
Безусловно, самочувствие детей, а особенно младенцев, целиком зависит от того,
насколько хорошо о них заботятся. Поэтому основа отношений между малышом и
взрослыми — удовлетворение его потребностей. Однако это еще не все.
Ни одному ребенку для хорошего самочувствия недостаточно только удовлетворения
его потребностей.
Если вам доверяют чужого малыша, часто бывает так, что вы не можете его
накормить или уложить спать. Он просто не желает, чтобы это делал незнакомый
человек. Значит, мама для малыша важнее, чем сон и еда.
В дошкольном возрасте взаимоотношения ребенка и родителей меняются. Малыша уже
радует общение с другими людьми, он любит играть со сверстниками, ходить в
гости и т. д. В отношениях с мамой и папой, а также с другими людьми, заметно
стремление ребенка произвести впечатление на тех, кого он любит («Смотрите, что
я умею!»). Ничто не может порадовать его больше, чем слова «какой ты сильный»,
«какая ты красивая в этом платье».
Общение для дошкольника — это возможность получать совместное удовольствие.
Когда ребенок пойдет в школу, его взаимоотношения с людьми снова изменятся.
Ребенок уже готов к общению, основанному на совместной работе с учителем, он с
энтузиазмом учится читать и писать и уже без проблем на несколько часов
разлучается с матерью.
Его взаимоотношения с мамой тоже становятся другими: ребенок любит обсуждать с
ней волнующие его вопросы, помогать по дому и даже по собственной инициативе
дарит ей подарок ко дню рождения. Тем не менее ему по-прежнему необходима
постоянная материнская забота.
Постепенно в отношениях между ребенком и взрослым удовлетворение потребностей
отходит на задний план, но никогда не теряет своего значения.
В их общении открываются новые стороны: связь с другим человеком, основанная на
его личности, а не том, что он удовлетворяет потребности ребенка; способность
вступать в разнообразные контакты с несколькими людьми и т. д.
Наблюдая за ребенком с момента его рождения, вы постоянно отмечаете
происходящие в нем изменения. Развитие каждого малыша имеет свои особенности,
хотя есть черты, типичные для всех. Ваш ребенок — исключительная и неповторимая
личность; у него свой собственный жизненный опыт, и он справляется со своими
проблемами так, как это может сделать только он.
Способность устанавливать разные виды взаимоотношений не развивается у ребенка
сама собой.
Некоторые школьники легко достигают хорошего контакта с учителем, другие
остаются «детьми» и ждут от своего наставника скорее опеки, чем знаний. Надо
сказать, что подобным образом ведут себя и некоторые взрослые.
Разнообразие взаимоотношений ребенка со взрослыми зависит от его
индивидуального опыта и особенностей психологического развития. Не менее важную
роль играет и воспитание. Родителям необходимо помнить, что каждый новый этап
развития ребенка будет зависеть от того, каким был этап предыдущий. Поэтому
первый опыт ребенка в большой мере будет определять характер его последующих
взаимоотношений с людьми.
|