Игра
является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для
становления индивидуальности и формирования детского коллектива. К сожалению,
играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и
развивают в них соперничество. Правильно подобранные игры являются эффективным
средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую
потребность воздействия на мир. Игры помогают ввести детей в учебный процесс,
подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к
которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со
сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие
интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится
оценивать свои действия и поступки. Игра - это своеобразный, свойственный
дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра - это огромное светлое окно,
через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство
общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги,
развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится
подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть
целенаправленным.
Игра
- это важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные
ребенком, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя
различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над
тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение
становятся для него более понятными.
Особое
место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими
или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они
видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее
полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует
действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Вначале ребенку нужно придумать замысел игры и найти средства для ее
реализации, затем выбрать свое место в этой игре. Важнейшее условие успешного
руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с
ними контакт. Это достигается только в том случае, если взрослый относится к
игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.
Вмешательство взрослого в игру иногда требуется для того, чтобы дать игре
нужное направление. Ребенок раскрывается в процессе игры, и наблюдение за ним
поможет увидеть различные черты характера ребенка. Основной путь воспитания в
игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета,
распределение ролей и на реализацию игровых образов. Сюжеты игры дети выбирают
из своей жизни: семья, школа, детский сад, праздники, отдых. Каждый ребенок
изображает человека определенной профессии (продавец, летчик, шофер) или члена
семьи (папа, мама, бабушка). Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают
некоторые навыки хозяйственного труда: подметают пол в своем "доме",
накрывают на игрушечный стол, моют кукольную посуду. Иногда разыгрываются роли
животных, персонажей из сказок. Создавая образ, ребенок выражает свое личное
отношение к нему, проявляет личные качества. Для воспитателя очень важно не
давать сюжет для таких игр, а предоставить ребенку возможность самому выразить
через игру свои представления, чувства, мысли, дать простор детской инициативе
(один ребёнок, представляя, как он собирается на работу, сказал, что
обязательно возьмет с собой тапочки, чтобы удобней было ложиться спать).
Игру
можно легко объединить с трудом и художественной деятельностью. Детям можно
предложить поиграть в ту профессию, которую они бы хотел выбрать, и предложить
заняться той деятельностью, о которой мечтает ребенок. Например: строителю -
строить дом, учителю - сделать плакат аппликацию на тему прошедшего урока,
космонавт - делает ракету и т.д. Чем старше и более развиты дети, тем
требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с
действительностью. Они стремятся сами сделать необходимые для игры вещи, тем
самым все больше связывая игру с трудом. Необходимо поддержать это стремление
ребенка, помочь ему. |