Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного
возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен
овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и
взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и
радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие
словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Развитие словаря понимается как
длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе
его истории. Таким образом, можно определить задачи словарной работы с детьми
дошкольного возраста в детском саду и дома:
1.Обеспечить
количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2.
Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.
3.
Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику
общения.
Нашей задачей и задачей родителей является
анализ содержания словарной работы с детьми дошкольного возраста в процессе их
ознакомления с предметами окружающего мира и явлениями общественной жизни. В
разных возрастных группах это содержание знаний имеет свою специфику.
На
2-ом году жизни дети осваивают названия
тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в
детском саду и дома.
К концу второго года жизни можно
говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает
возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и
дифференцировать (различать) одни группы предметов от других.
На
3-ем году жизни словарь детей
пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего
обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают
названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках
и других местах.
На
4-ом году дети должны точно называть
все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п.,
т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно.
В этом возрасте в программе
значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества
и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а
так же пространственные и временные отношения, что находит отражение в
соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся
слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и
круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также
вкусовых ощущений.
На
5-ом году жизни предусматривается
введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок
сталкивается в жизни. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и
детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные
отношения.
В этом же возрасте в словарь
вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты,
одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных
признаков и обобщения по ним.
На
6-ом году жизни главным содержанием словарной
работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в
словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени
выраженности, а так же включают в словарь названия материалов и их предметов.
На
7-ом году жизни особое внимание
уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов
и материалов. Продолжается работа по формированию новых понятий и
дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь.
Итак, содержание словарной работы
опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о
предметном мире. |